В целом же, приводят статистику СМИ, школьные расходы увеличились для 3/4 российских семей, составив до 70 % в общем объеме бюджетных расходов. По словам аналитиков, это вполне закономерно и явилось итогом перевода большинства школ на самообеспечение, то есть многие учебные заведения в последнее время из муниципальных или государственных перешли в автономные. Это стало возможным после вступления в силу закона о реформе бюджетных учреждений в 2010 году, который вводит субсидирование бюджетных учреждений по госзаданию вместо финансирования по смете. В итоге часть предметов в школах стали платными, к тому же администрация учебных заведений под разными предлогами заставляет посещать внеклассные платные занятия и нанимать репетиторов, чтобы подготовить ребенка, например к сдаче ЕГЭ, или тестам.
При этом власти уверяют, что введение платного образования в России – не более, чем миф. Зато сторонние наблюдатели прекрасно понимают задачи реформы. Во-первых, снизить нагрузку на бюджеты, в том числе региональные и муниципальные, которые как раз больше половины всех своих расходных обязательств тратят именно на отрасль образования. А во-вторых, снизить доступность высшего образования, и перенаправить выпускников школ на вакантные рабочие места, которые не требуют высокой квалификации и низко оплачиваются.